Хорошая рыбалка

Оснастка для ловли карпа

Оснастка для ловли карпа

Испокон веков оснастки строятся на законах рыбацкой физики, особенностях поклевок крупной рыбы, возможности ловли рядом с коряжисто – травянистыми крепями, где часто и держится самый крупный карп. И при этом не должно быть никаких захлестов при забросах.

   В карповой оснастке каждая деталь решает конкретную задачу – все эффективно, надежно, без лишнего «тюнинга». Этот доночный принцип главенствовал всегда, проповедуется он и сейчас.

   В том числе и в современной карповой ловле, где вроде прибамбасов миллион, но волосяная оснастка (или монтаж, как говорят карпятники) стремиться к простате, при этом в мелочах применяя современные технологии.

   Поэтому успешно работает как на карпе, так и на озерно – речной бели – леще, лине, карасе, язе, голавле…

   Волосяная оснастка, наверное, самое большое достижение и можно сказать изобретение современной карповой ловли. Крючок отдельно, приманка отдельно, соединены коротким волоском. В результате, когда карп пылесосит дно, втягивая все съедобное, сперва ему в рот попадает приманка (ничем не настораживая), и лишь затем крючок, который благодаря ухищрениям монтажей должен, выходя из пасти карпа, развернуться жало вниз и при содействии тяжелого грузила вонзиться в плоть. Большая ценность волосяной оснастки в том, что она хорошо подходит не только для бойлов, но и для целого ряда приманок, как животного, так и растительного происхождения.

   По большому счету, на волос можно надеть практически все, от кукурузы и тугого теста до выползка и ракушки – перловицы, и эксперименты в этом направлении успешно продолжаются. Правда, при силовом броске такие приманки могут слетать с волоса, поэтому забрасывают плавно и относительно недалеко – метров на 25 – 40.

  Вариаций карповых оснасток немало, но все пляшут от трех основных монтажей, которые собирают как из специальных материалов, так и подручных. Главное – осознать, для чего все делается. В основном, карпятники пользуются глухими монтажами, где груз сам подсекает рыбу. Чем тяжелее, тем надежнее сечет. Но так как вес напрямую завязан на тесте удилища и дальность заброса, подбирают оптимальный, чтобы и забросить далеко, и подсечь надежно. Кто-то считает достаточным 60, кто-то 80, а кому-то и 100 мало.

  Самые ходовые грузы на многих водоемах в вилке 80 – 120 г. Причем грушевидные формы имеют отличную аэродинамику, хороши для дальнего заброса. А плоские ложкообразные летают похуже, зато, лучше цепляясь за дно, надежнее подсекают карпа.

Соберем главную троицу карповых оснасток – монтажей, без которых ловля карпа просто невозможна. С центральным грузом.   

   По самозасечке этот монтаж многими считается лучшим, процент реализованных поклевок на отдельных рыбалках доходит до 100. Почитатели монтажа уверены, что столь высокая результативность достигается из-за отсутствия шарнирных соединений, которые хоть и чуток, но снижают скорость самозасечки.

   Хотя шарнир бывает и полезным, но об этом ниже. Особенно хорошо монтаж работает во время осторожного клева, когда карп ухитряется снимать приманку так, что даже чуткий сигнализатор молчит.

    Но где плюсы, там и минусы. Центральный груз не отличается высокой дальнобойностью и применяется на дистанциях заброса не более 80 м. Откровенно плохо работает у коряг, густой крепкой травы – если рыба рванет в эту берлогу, то дело гиблое. И на глубоком иле карповая оснастка ведет себя не очень хорошо – утапливает насадку.

   Монтаж состоит из противозакручивателя длиной около 70 см, на нем и крепится жестко груз возле вертлюжка, к которому вяжется поводок. Противозакручиватели делают из разных материалов – толстой жесткой плетенки или лески, тоненьких эластичных пластиковых трубочек.

   Идеальным материалом карпятники считают так называемый линкор – внутри мягкой оплетки находится тонкая свинцовая жила, придающая жесткость и приличный вес, прижимающий оснастку ко дну, не пугая карпа. Оплетка образивоустойчива, не особо быстро перетирается ракушечником, камнями. В комплекте с линкором, как правило, продается и специальная тонкая игла с крючком, которая здорово поможет при сборке монтажа.

     Оттягиваем гармошечкой около 6 см оплетки, обнажая свинцовую жилу, обрезаем ее, получая 6 см мягкой оплетки без свинца.

    Со стороны основного мотка пропускаем иглу по оси оплетки на 2.5-3 см и сбоку выводим наружу. Пропускаем свободный конец оплетки в ушко вертлюжка. Цепляем крючком иглы самый конец оплетки и протягиваем внутрь, зафиксировав вертлюжок без всякого узла – наружная часть оплетки сжимает внутреннюю, чем больше усилие, тем сильнее. Для пущей уверенности кто-то перед затягиванием добавляет на оплетку капельку клея, но это так, для спокойствия души. Во время работы над карповой оснасткой используют очень простое, но удобное приспособление треугольной формы, на котором есть крючок – введя его в ушко вертлюжка, легко затягивать узел.

      Теперь груз готов подсечь рыбу. А если по условиям ловли окажется не того веса, то благодаря своей хитрой конструкции, легко меняется на более легкое или тяжелое. Хотя легкосъемность не обязательна, ведь главное достоинство монтажа – высокий процент реализованных поклевок при слабом клеве, и многие, даже «продвинутые» представители карпфишинга, пользуются схожими грузами без боковой прорези.

    Причина цена – груз с прорезью раза в 4 дороже. А то, что грузило получается несъемным, так нет беды – под рукой всегда лежит запас навязанных еще дома монтажей с грузами разного веса, поменять один на другой – минутное дело.

Надежность самозасечки с этим монтажом чуть похуже, по сравнению с первым вариантом. Зато летает дальше, применяется на дистанциях заброса до 100 м. А самое главное – монтаж на порядок лучше иных приспособлен для рыбалки в крепких местах.

     Неспроста где-то в 80 % на водоемах применяется именно боковой груз – наши карпы не очень-то ловятся на чистых пляжах, предпочитая держаться у коряжника плотной травы.

     Работает монтаж просто: когда карп уходит в непролазную траву или корчи, то зачастую цепляющейся в таких ситуациях груз легко вырывается из эластичной клипсы, высвобождая оснастку. Подобный трюк нередко спасает, давая возможность вывести рыбу на чистую воду. Конечно, карп может накрутить на корч всю оснастку, и тут ничего не поделаешь – придется рвать леску, но после этого рыба обычно сама скидывает груз и не погибнет.

     В последние годы карпятники применяют хитрый трюк – крепят груз в клипсе так, чтобы слетал сразу после резкой карповой поклевки. На оснастке без груза по каким-то причинам карп обычно не буянит у дна, а сразу поднимается к поверхности – над травой, коряками, в результате на порядок больший шанс успешного вываживания.

    Когда же после засечки рыба чувствует сопротивление груза, такое ощущение, что она как разумное существо, так и стремится завести оснастку за какое-то препятствие, чтобы решающим рывком освободиться. И сделать это карпу несложно, учитывая, что при мертвых зацепах ни фрикцион катушки, ни удилище не в состоянии смягчить рывок.

    Надежно ли подсечет груз рыбу, перед тем как слететь с оснастки? Уверяют, что хоть немного, но на мягкие ткани губы крюк наколется, далее его лучше загонит полузажатый фрикцион катушки, затем и сам рыболов  возьмет все в свои руки, подстраховавшись подсечкой. Сознательные сбросы фирменных грузов бьют по карману, и чаще применяют самодельные. Соберем и мы этот монтаж.

      Первоначально все то же, что и в предыдущем варианте: в одной петле вертлюжок, противоположная петелька свободная. Далее пошли некоторые отличия. Подготовим боковое грузило с вертлюжком и его крепление – резиновые клипсу и конус. 

     С помощью иглы клипса протягивается на противозакручиватель, следом резиновый конус. Клипса натягивается на поводочный вертлюжок, груз цепляется за клипсу, которая прижимается конусом. Если его натягивать не до конца, то груз легко освободиться после карпового рывка. Все готова оснастка с боковым грузом .

     Для самодельщиков нет проблем сделать разные варианты «срываемого» груза из подручных материалов, к примеру, смастерить клипсу из мягкой медной или латунной проволоки, разгибаемой при необходимом усилии. Или воспользоваться фидерным опытом – крепить боковой груз на тонкой лесочной петельке – предохранителе, разрываемом при усилии, меньшем прочности поводка и основной лески. Как говорится, самое главное – идея!

Теперь сконструируем «вертолет». Классический доночный монтаж с концевым грузилом. Академически считается самым дальнобойным, но из практики прирост не более 10 – 15 м, достигает 130 м при сноровке и хорошем удилище.

    Популярен монтаж в первую очередь на реках, когда ну никак не добить до заветной бровки, а в воду особо не зайдешь – сразу обрыв и мощное течение. На озере, как правило, можно зайти в воду, добрав не хватающие несколько метров.

    Создавалась оснастка и с целью стопроцентно избежать захлестов во время заброса: груз летит впереди, насадка на коротком поводке вращается пропеллером вокруг противозакручивателя, не запутываясь, однако при погружении в воде нередко все же захлестывается. Есть у «вертолета» еще существенный минус – худшая, по сравнению с предыдущими оснастками, подсекаемость рыбы. Даже преданные «вертолетчики» сетуют, что каждая пятая поклевка карпа холостая.

    Зато «вертолет» можно забрасывать даже в сильно заиленные места. Концевой груз погружается в грунт, поводок с приманкой остается выше, расстояние от груза до места крепления поводка при необходимости меняют в широких пределах.

   Соберем «вертолет». Все тот же противозакручиватель, на его конце петлей крепим груз. Чаще всего он удлиненной формы, с жесткой проволочной петлей и вертлюгом.      

  На вертлюг груза натягивается фиксирующий резиновый колпачок. Далее последовательно: термоусадочная трубочка, буферный резиновый шарик, вертлюг, второй шарик. 

    Карповая термоусадочная трубочка подогревается паром от горячего чайника (можно применять и трубки для радиодеталей, но для их усадки придется использовать открытый огонь, работая осторожно, чтобы не испортить оснастку). Остыв, трубка плотно фиксируется на линкоре. Теперь на трубку натягивают два шарика – между ними свободно вращается вертлюжок.

    Для лучшего вращения ушко, надеваемое на линкор, больше, чем то, к которому вяжется поводок. Для дальнего заброса поводок максимально смещен к грузу. При ловле по илистому дну передвигается вверх, чтобы не проваливался вслед за грузом, расстояние смещения соответствует глубине ила.